Современные автомобили оснащаются большим количеством электронных систем безопасности. Одна из них – система стабилизации движения ESP. Создана она в 1995 году, но впервые была установлена на автомобиле Мерседес А класса в 1998 году. Помог случай. У этого автомобиля были проблемы с устойчивостью при объезде препятствий. ESP включается в работу в сложных ситуациях, когда есть угроза потери контроля за управляемостью автомобиля. Каким образом она работает. Если при движении автомобиля в повороте начинается занос и автомобиль уходит с траектории, заданной положением колес, ESP притормаживает отдельные колеса автомобиля, одновременно изменяя обороты двигателя. За счет такого вмешательства автомобиль сохраняет направление движения и заноса не происходит. Но существуют ситуации, при которых вмешательство ESP будет лишним. Рекомендуется отключить систему в следующих случаях: 1. езда с цепями противоскольжения; 2. проверка автомобиля на тормозном стенде; 3. попытка самостоятельно вытащить застрявший в грязи автомобиль. Как устроена система ESP. Без электроники тут конечно не обошлось. Основной элемент – контроллер скольжения. Он получает информацию о состоянии автомобиля от датчиков (скорости вращения колес, положения рулевого колеса, давления в тормозной системе, угловой скорости и поперечного ускорения автомобиля), обрабатывает её и выдает управляющие команды на исполнительные механизмы, которые регулируют обороты двигателя и тормозные усилия на колесах. Как работает система ESP. В случае возникновения опасной ситуации любой водитель, как правило, одновременно нажимает на педали тормоза и акселератора и поворачивает руль в желаемом направлении движения. Система стабилизации, включаясь в работу, помогает уменьшить скорость автомобиля и удерживает его на выбранной траектории. Во время проведения пробных заездов с включенной, а затем отключенной системой стабилизации выясняется, что при выключенной системе водители совершают больше ошибок и попадают в аварийные ситуации. Быстродействие системы и качество её программного обеспечения превосходят возможности среднего водителя. По оценкам специалистов использование на автомобиле системы ESP позволяет уменьшить количество аварий на 27%. Поэтому во многих странах уже законодательно приняты требования об оснащении всех вновь производимых автомобилей системой ESP. Кроме того, наличие системы на автомобиле будет учитываться при оценке его безопасности по методике Euro NCAP.